Позвонить нам

Официальный
дилер юга России
8 800 100 42 69

Думаю не найдется человека, который не был бы знаком с кинофильмом "Бриллиантовая рука", однако особый интерес для профильной аудитории этого сайта представляет собой автоматическая автомойка, на которой Лёлик и Геша преследовали гражданина Горбункова С.С.

Эта автомойка была специально построена для съемок фильма в центре города Сочи, и затем функционировала в обычном режиме. Разумеется, эта автомойка была произведена в Советском Союзе, поскольку вопрос выбора поставщика в то время был предопределен заранее.

Далее мы попробуем разобрать некоторые аспекты этого проекта, проанализировав сначала "дислокацию" объекта

  • Место
  • Компоновка
  • Отделка

Место

Расположение

Как я говорил ранее, мойка была построена в центре города, поэтому можно считать это удачным решением со стороны инвестора. В фильме может показаться, что дело происходит за городом, однако, это не так. Можно обратить внимание, что дислокация, откуда шеф приказал "рвать когти" является станцией техобслуживания, причём как видно для грузовых автомобилей, поскольку высота ворот явно рассчитана на коммерческий транспорт.

Эта станция действительно построена, скорее всего, в пригороде, так как в центре города Сочи есть сложности с маневрированием грузового транспорта из-за узких улочек и приличных перепадов высоты.

Саму же мойку нам не показывают снаружи, скорее всего именно из-за того, что расположена она в людном месте, а это не вписывается в концепцию эпизода по следующим причинам:
- Судя по отбрасываемой тени, действие происходит около 11 ч. утра, а это самое время для активного посещения мойки.
- Несмотря на то, что "Михал Иваныч" не дал "Семен Семенычу" ни одного боевого - звук выстрела даже холостого патрона переполошил бы весь сочинский квартал.

За оживленность этого места, говорит также тот факт, что в этой сцене выезд из мойки закрыли листом дерева, поэтому мы можем видеть только небо и например фонарный столб, который вряд ли должен был оказаться (станция техобслуживания, показанная нам находится практически в лесу)

Зона ожидания

Компоновка мойки

Нельзя однозначно утверждать, есть ли зона предпомывки, однако можно отметить наличие сквозного проезда через всю зону. Такая компоновка увеличивает проходимость мойки на 10-15%.

Есть некоторые претензии к управляющему щиту объекта, который размещен в зоне прямого попадания брызг. Наверное, его перенесли туда по сценарию, так как отступивший в конец мойки Семен Семенович должен был как-то активировать своё чудесное спасение.

Операторская защищена от попадания влаги, и имеет обзорность на всю технологическую линейку. Обратите внимание, от операторской на мойку идет управляющий провод, который, скорее всего включает электромоторы щеток. Даже учитывая то, что это, вероятнее всего "слаботочка" не лучшим решением выглядит его свободное провисание от операторской до технологической линии. Думаю, оптимальным решением было бы пустить его по стене, закрыв кабель-каналом.

Зона помывки

Отделочные материалы

Пол бокса выглядит бетонным, пожалуй, при использовании правильного раствора и топпинга можно считать это допустимым решением, а вот к стенам есть вопросы. Левая стена двухкомпонентная, сделанная из плитки и краски или побелки. Плитка, это нормальное решение по тем временам, однако обратите внимание - она имеет декоративную формовку, что не есть хорошо, поскольку любой лишний выступ или углубление выступают сборщиком грязи на автомойке.

Такую плитку можно будет отмыть только жесткой щеткой, однако жесткая щетка будет активно разрушать межплиточные швы, что впоследствии потребует обновления кладки. Цвет плитки в принципе светлый, но можно было ничего не придумывать, и сделать её белой, так как белый цвет обладает максимальной отражательной способность, что позволяет более объективно мониторить загрязнения на машине, да и позднее включать искусственное освещение.

Выше уровня плитки идёт либо краска, либо побелка, однако оба эти варианта не являются оптимальными. Краска, конечно, бывает водостойкой, но есть сильные сомнения в соблюдении технологии её нанесения (на стене справа под ней просвечивает предыдущий голубой слой). Побелка вообще противопоказана помещениям с повышенной влажностью, так как в этом случае она элементарно вступает в реакцию с водяной пылью и оседает на всех горизонтальных поверхностях белым слоем.

А если мы говори о потолке, то капли там обычно конденсируются, и могут капать на уже чистый автомобиль. Обратите внимание на горизонтальный стык между плиткой и стеной, где плитка, скорее всего выступает на 1-2 сантиметра, образуя крайне нежелательную ступеньку. Как видно даже сейчас - на этой полочке всегда будет скапливаться грязь, а когда её станет слишком много, она будет стекать вертикально по нашей плитке. Если стык был неизбежен, разумней было верхнюю часть стены выпустить над плиткой, если это возможно технически, либо свести на нет эту разницу.

Технологическое оборудование

Как мы видим, узлы автомойки расположены последовательно, а это заявка на туннельную мойку, однако мы также видим сам "конвейер", на котором отсутствуют захваты для колес. Видимо "конвейерная лента" таковой не является, а служит только для центровки автомобиля, и для дренажа воды в сливную канаву. Тем не менее, перед нами пример отечественной туннельной мойки, хоть и с некоторыми оговорками. Нам доступны следующие технологические узлы:

  • Арка замачивания
  • Мойка ВД
  • Гориз. щетка
  • Верт. щетки
  • Материал щеток
  • Арка ополаскивания

Арка замачивания

Арка замачивания

Итак, сначала нас встречает арка высокого давления, либо нанесения активного раствора, точнее определить не представляется возможным, так как толщина трубы позволяет сделать на её основе даже андронный коллайдер. На арке расположено 30 форсунок для подачи воды.

Кстати, обратите внимание высота рамки составляет примерно 2 метра, что однозначно относит эту мойку к легковому сектору отечественного автопрома. Первый отечественный серийный кроссовер (ВАЗ 2121) появится только через 9 лет, однако мне кажется, и он мог бы обслужиться в этом заведении.

Мойка "юбки" ВД

Мойщик дисков

Далее находится бесконтактная ротационная фреза высокого давления для нижней части кузова. На современном оборудовании её вращение обеспечивается электромотором, здесь же скорее всего вращение достигалось за счет того, что 4-ре форсунки расположены под углом к оси вращения, и реактивная тяга воды приводит во вращение нашу конструкцию. Просто, надежно, недорого.

Горизонтальная щетка

Горизонтальная щетка

На фотографии видно, что эта щетка поднята вверх, однако, вероятнее всего это было сделано в угоду компоновки кинематографического кадра. Думаю, рабочим её положением является нахождение на высоте допустим, в 50 см над землей.

Можно заметить, что горизонтальная щетка представляет собой качель с противовесами, построенную таким образом, что медленно проезжающий автомобиль толкает эту щетку, и она всё время находясь в контакте с кузовом, моет его от переднего до заднего бампера.

Заметьте - никаких потенциометров, никакой электроники, но, тем не менее, мы имеем возможность регулировать силу прижима, просто навесив на противовес больше груза. Если бы сейчас об этом знали наши китайские друзья - давно бы заполонили этими системами наши города.

Вертикальные щетки

Вертикальные щетки

И снова нас преследуют чудеса инженерной мысли - за полвека до изобретения наклонных и заламывающихся щеток мы имеем дифференцированную конструкцию вертикальных щеток с разными степенями давления. Но и это еще не всё - внедрена также система безопасности, представляющая собой резиновые демпферы, которые уберегут корпус автомобиля от контакта с металлической деталью автомойки.

Хотя, есть и нарекания, касающиеся того, что вертикальные щетки оставляют участок примерно в 30см никак ими не охваченный. По идее, этот участок попадал на боковые стекла автомобиля, и возможно ручная протирка стекол после мойки была обычным явлением.

Материал щеток

Материал щеток

Материал щеток очень близок к рыболовной леске, что в принципе вполне оправданно. Такой материал не впитывает влагу, не увеличивая тем самым свой вес, его также не нужно мыть, поскольку при простом холостом включении автомойки - центробежная сила сгонит все загрязнения с щетки.

На современных мойках полиэтилен тоже используется, но чаще всего в коммерческом транспорте. С этими полиэтиленовыми щетками, собственно и связаны все страшилки про то, что "автомат царапает". Дело в том, что в те времена лакокрасочное покрытие нашего автопрома оставляло желать лучшего.

Машины после нескольких моек на такой мойке становились матовыми, поскольку неправильно настроенные "датчики давления" вкупе с желанием подольше оставаться на линии (конвейер не тянул машину) неизбежно делали своё дело.

Арка ополаскивания

Арка ополаскивания

Сестра близняшка арки замачивания, расположенной вначале, которая судя по исполнению, точно так же обдает машину высоким давлением на выезде.

Сильно сомневаюсь, что подавался какой-нибудь осушающий химикат вроде воска, однако отсутствие сушки в конце недвусмысленно намекает, что в 70-е годы прошлого столетия не стоял вопрос разводов на кузове. Как-то проще всё было.

Как видите, отечественная промышленность выпускала вполне работоспособные образцы, стоящие на заре автомоечной автоматики которые успешно справлялись с возложенными на них задачами. Если у кого-то из читателей есть дополнительная информация об этой мойке, её фотографии, точное место расположения, либо вы просто нашли неточность в нашем расследовании - напишите нам на почту.

Автомойки под ключ
^ НАВЕРХ
ПЕРЕЗВОНИТЬ ВАМ ?

ПОЗВОНИТЬ
ВАМ?

Логотип MOIKON.ru